Руки и головной мозг

Руки и головной мозг

 

Антропология XX в. Рассматривала эволюцию человека сквозь призму
эволюции его руки. Двумя тысячелетиями раньше некоторые философы соглашались с Анаксагором, что человек своим превосходством над
животными обязан рукам. Это мнение, весьма прогрессивное для своей эпохи, не всегда находило поддержку. В XIX в. сэр Чарльз Белль, выдающийся хирург и автор научного труда о строении руки, заявил, что не разделяет этого, на его взгляд, раздутого мнения. Он, как и Клавдий Гален, живший во II веке, был убежден, что «человеку даны руки, потому что он является самым разумным существом на земле».

Антропология признала правильность утверждения Анаксагора, убедившись в том, что отлаженное взаимодействие руки и головного мозга стало определяющим фактором в процессе эволюции человека.

С другой стороны, доказано, что работа обеих рук стимулирует развитие головного мозга и взаимодействие обоих его полушарий.

Рука общается с мозгом, а мозг — с рукой. Писатель Фрэнк Р.Уилсон писал, что рука развивает человеческий мозг, ее неврологические и биомеханические элементы настолько
предрасположены к взаимодействию и самопроизвольной реорганизации, а субъективные причины, побуждающие человека к работе руками, имеют настолько глубокие корни, что по сути своей представляют главный императив человеческого существования.
Психиатр Шарлотта Вольф в 1941 г. отмечала, что первобытное животное получало информацию об окружающем его мире посредством глаз и верхних конечностей. То есть именно зрение и осязание стали проводниками на пути превращения животного в человека. Десмонд Моррис, обобщая наиболее значительные достижения в области поздней антропологии, писал, что, утратив функцию перемещения по земле и на деревьях, руки приобрели форму, пригодную для манипуляции предметами. Это был один из наиболее важных шагов эволюции человека.

Верхнии конечности и приспособляемость рука

 

ЦИФРЫ И РУКИ

Айке Винклер и Джозеф Швайкхардт отмечали, что благодаря способности взаимодействовать с другими пальцами, большой палец приобрел особое значение. Именно благодаря ему рука получила способность ловко захватывать мелкие инструменты и управлять ими. У человека умелого, древнейшего из представителей рода Homo, уже были сформированы большие пальцы, которые противостояли остальным. Однако они были короче, чем у человека современного. Судя по строению фаланг, у него также были сформированы и ногтевые пластины, широкие и плоские. Каменные инструменты, найденные на стоянках древнейших людей, свидетельствуют о том, что для изготовления орудий производства не столько важен объем головного мозга, сколько строение руки.

Если мы посмотрим на руку гориллы, самую близкую по строению
к человеческой руке, то увидим, что большой палец этой обезьяны совсем короткий. Только у человека есть большой палец, который двигается и сгибается независимо от других пальцев. Длина большого пальца также является одной из основных характеристик человеческой руки. Она, по мнению выдающегося ученого Конрада Лоренца, сыграла решающую роль в процессе эволюционного развития
абстрактного мышления человека.

Процесс эволюции затронул в большей степени женскую руку. Мужская рука может хватать и сжимать с силой, вдвое превышающей силу женской руки. Но суставы женских рук значительно более гибкие. Это качество, лишь в некоторой степени обусловленное гормональными различиями, является следствием специализации и
приспособления к окружающей среде. Сбор фруктов, корней и семян,
гончарное и другие ремесла, занятия прикладным искусством повлияли на гибкость суставов и тонкость костей женской руки по сравнению с крепкой рукой мужчины. Это функциональное различие не единственное. Одно из наиболее значительных отличий женской руки от мужской очевидно: большой палец женской руки длиннее, чем у мужчин.

Исследования голландца Мартина ван Менсвоора в 2003 г. не только подтвердили сказанное ранее, но и помогли выявить, что остальные пальцы руки также длиннее у женщин, чем у мужчин. В эксперименте, проведенном Менсвоором, принимали участие 30 мужчин и 75 женщин. Ученый отметил, что большой палец у 60% мужчин, участвовавших в эксперименте, был немного короче, чем большой палец у 40% исследуемых женщин, в то время как длинный большой палец встретился у 20 % женщин и менее чем у 10% мужчин.

Различия обнаружились и в размерах мизинцев: у 75% женщин мизинец на 25% короче, чем средний палец. Эта особенность наблюдалась только у 35% мужчин. Таким образом, Меневоор пришел к следующему выводу: можно утверждать, что строение женской руки весьма сложнее строения руки мужчины...

Это заключение подтверждают и другие параметры руки: особенно длина указательного пальца, короткого у обезьян и мужчин и длинного у женщин. Поперечный изгиб на ладони (так называемая «обезьянья линия», получившая свое название из-за того, что часто встречается на руках обезьян) наблюдался в два раза чаще у мужчин, чем у женщин. Нечто подобное происходит и с дерматоглифами ладоней. На руках обезьян спиральные круги и петли встречаются в два-три раза чаще, чем на руках человека. Как показало исследование Бланки Шуманн и Милтона Альтера, в котором принимали участие 200 мужчин и 200 женщин из Северной Америки, дерматоглифы такого типа присущи в большей степени
мужским рукам, чем женским.

Биолог Джон Мэннинг из Ливерпульского университета доказал, что у мужчин, чьи безымянные пальцы длиннее, чем указательные, наблюдается тенденция к повышенному уровню тестостерона (мужского гормона, отвечающего за способность производить потомство) по сравнению с мужчинами, у которых безымянный и указательный пальцы одинаковой длины. У женщин более длинный указательный палец по сравнению с безымянным свидетельствует о высоком уровне эстрогена (женского гормона, играющего главную роль в процессе воспроизводства).

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФЕТИШИ

Фетиш

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФЕТИШИ

 

В настоящее время культ руки перестал ассоциироваться с сексуальным символом, однако не так давно некоторые психиатры делали акцент имен¬но на этом. Рихард фон Крафт-Эбинг, например, зарегистрировал в 1886 году случай, когда мужчина получал сексуальное удовлетворение от созерцания «красиво сложенных рук».

Перчатки стали основным элементом фетишистского гардероба.

Еще более интересный случай зарегистрировал в этом же году его коллега Альфред Бине: его пациентка испытывала оргазм, целуя собственную руку. Хэвлок Эллис заметил: «Рука не относится к частям тела, представляющим наибольший сексуальный интерес... Она не обладает той загадочностью, которая присуща ногам, поэтому культ руки встречается на¬много реже, чем культ ног. Культ же перчатки кажется еще более необычным».

В настоящее время культ руки не только не является чем-то необычным, но и достаточно распространен. На одном из интернет-сайтов было найдено следующее высказывание: «В женщине, которая носит перчатки, есть какое-то изящество. Оно напоминает нам о прошедших временах, когда люди одевались официально даже к ужину... Перчатки стали основным элементом фетишистского гардероба».

Можно провести аналогию между нездоровым интересом, который проявляют некоторые фетишисты относительно кожаных перчаток и рук в перчатках, с интересом к надушенным перчаткам в эпоху Возрождения. Они были настолько модными, что перчаточники того времени соревновались в предложении перчаток с  самыми  изысканными  ароматами. Кожаные перчатки, изготовленные в Оканье (Толедо), которые пропиты¬вали разведенным со спиртом и водой препаратом из сырых яиц, оливкового масла и различных цветов, долгое время сохраняли аромат, которым были пропитаны, и скоро заменили надушенные перчатки из ткани, которые имели обыкновение носить модники той эпохи.

Несмотря на то, что преисполненная обычаями и церемониями история перчаток началась столетия назад, именно чувственность эпохи Возрождения наделила этот аксессуар некими эротическими колдовскими чарами. Первые перчатки из грубой кожи помогали древним людям защищаться от холода и не травмироваться при обращении с сельскохозяйственными инструментами. Прошли столетия, прежде чем персидские шахи ввели обязательное ношение перчаток в обществе. К началу VIII в. перчатки стали считаться модным аксессуаром, а двумя веками позже высшее духовенство использовало их во время проведения литургии в качестве отличительного признака литургии от обычной церковной службы.

Перчатке в средневековье

 

В средневековье перчатки фигурировали в рыцарском обиходе, короли стали носить их как символ власти. Все, чего касалась рука монарха, одетая в перчатку, становилось его собственностью. На гербах многих средневековых городов изображены перчатки, а изображение руки, обагренной кровью, было привилегией британских баронов.

 

 

Если в XII в. перчатки были модным элементом гардероба, то столетие спустя «появился обычай сопровождать формальные письменные требования перчатками, набитыми деньгами»,— писал Эйке Винклер.

Перчатки также служили атрибутом для вызова на дуэль.

В XIV-XV вв. в Европе процветала перчаточная индустрия, которая не перестала развиваться и позже, изменились только методы производства. Сейчас уже не в моде перчатки, Вышитые золотой или серебряной нитью и украшенные кружевами или драгоценными камнями, которые производили фурор во времена правления королевы Англии Елизаветы I, однако и сейчас, особенно во Франции и Канаде, производятся изысканные женские перчатки, являющие собой на¬стоящие произведения искусства,— из бархата, кожи или шелка.

В настоящее время перчатки не играют такой важной роли, как в минувшие эпохи, но их основная функция — защищать — сохранилась.

Средневековая перчатка

 

Они продолжают оставаться незаменимыми во многих сферах деятельности 

 

 

современного человека. Существуют всевозможные виды перчаток: специальные защитные модели, которыми пользуются пожарные, работники, имеющие дело с ядовитыми веществами; перчатки из тончайшего латекса, предназначенные для медиков; перчатки для мотоциклистов, боксеров, лыжников, наездников, лучников, бильярдистов, игроков в гольф и бейсбол, а также для любителей соколиной охоты или садоводства.

Некоторые из функций перчаток уже исчезли, но их все еще используют при проведении многих религиозных, гражданских и военных церемоний.

Белые перчатки продолжают оставаться символом чистоты невесты, знаком незапятнанной репутации масонов. Известный автор-масон Жюль Буше так писал в своей книге, посвященной символике масонских ритуалов: «На собрании масонов, где все носят белые перчатки, царит особенная атмосфера... чувство умиротворения, спокойствия и безмятежности...»

Преступники же используют перчатки, чтобы не оставлять отпечатки пальцев.

Перчатки стали надежными защитниками наших рук.

Дополнительная информация